Рекомендации учителя-дефектолога

В 2007 году Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днём распространения информации о проблеме аутизма. Она выразила глубокую обеспокоенность численностью детей, страдающих аутизмом во всех регионах мира и вытекающими отсюда проблемами в области их развития.

Что такое аутизм? Аутизм включает в себя целый комплекс всевозможных расстройств поведения. Среди них самым значительным является нарушение коммутативных и социальных способностей ребёнка. У детей, страдающих аутизмом, нарушается способность устанавливать контакт с другими людьми.

За последнее десятилетие уровень заболеваемости аутизмом вырос в 10 раз!
Крупнейшая в США научная организация «Autism Speaks» утверждает, что в мире 67 миллионов людей страдают этим заболеванием, которое остается наиболее быстро распространяющимся в мире – сегодня от него страдает каждый 110-ый ребенок.

Советы родителям детей с расстройством аутистического спектра.

Учитель-дефектолог Романова О.В.

  1. Ведите подробные записи своих наблюдений за малейшими деталями поведения ребенка. Чем именно занимается ребенок? Как долго осуществляет это или иное стереотипное действие? Делает перерыв в этом? Куда смотрит? Как реагирует, когда пытаются отвлечь?
  2. Присоединяйтесь к действиям ребенка. Такие действия дают возможность видеть и почувствовать то, что видит и чувствует ребенок при этом. Также это хороший способ донести ребенку, что его любят, желают с ним общаться и хотят быть рядом с ним, тем самым вызывая у ребенка желание присоединиться к реальному миру. В то же время важно, что повторение поведения ребенка со стороны взрослого, вызывает у него чувство недоумения и одновременно является хорошей «ловушкой» внимания.
  3. Всеми возможными способами пытайтесь передать, что мир не представляет для ребенка угрозу, его здесь ждут и любят. Завораживающе, захватывайте своими словами и действиями ребенка так, чтобы он понял, что в реальном мире его ждут радость и счастье, по сравнению с его нынешним состоянием одинокого существования.
  4. Любое включение в игру ребенка сопровождайте эмоционально-смысловым комментарием, предоставляя ситуацию, в которой ребенок проявляет себя, положительно эмоциональную окраску и игровой смысл. Например, если ребенок машет кистями рук, посмотреть, на что это похоже и сказать: «Полетели, полетели, на головку сели», или «Быстро, быстро помахали, а теперь медленно»; когда ребенок раскачивается, можно, говоря в такт движений ребенка — «Влево, вправо, влево, вправо» или «Один, два, три — стоп!» и др. Подобные комментарии используйте и как основу для обыгрывания определенных эпизодов сюжета, его развития и детализации.
  5. Помещение для занятий организуйте таким образом, чтобы была максимальная простота в обстановке, отсутствие каких-либо отвлекающих факторов, поскольку на первом этапе впечатления ребенка должны быть максимально ясными и простыми для восприятия.
  6. Для установления зрительного контакта используйте те предметы, которые действительно интересуют ребенка. Это может быть пища (каша, сок, конфеты), игрушки. Так, примером может служить составление пазлов: сначала необходимо сесть напротив ребенка так, чтобы ему было удобно на вас смотреть. Пазл, если ребенку очень нравится, составлять его, подносить к своему лицу и ждать встречи взглядов. Встретившись с ребенком глазами, улыбнуться и сказать слово «пазл». Таким образом, можно установить зрительный контакт около тридцати четырех раз. Постепенно ребенок начнет привыкать, что после того как он смотрит в глаза происходит нечто приятное. Итак, смотреть в глаза это хорошо.
  7. Расширяйте сенсорный опыт ребенка: необходимо насыщать тело различными физическими движениями (развивать крупную моторику, гладить, щекотать, брать на руки и подбрасывать в воздух), вводить в занятия ритмические упражнения, распространять тактильный опыт через естественные материалы: ходить босиком по траве, песку, земле, дать прикоснуться к веточкам, траве, почувствовать теплую и холодную воду и тому подобное.
  • Будьте внимательны к интересам ребенка. Сделайте его интерес общим для вас обоих: приобщитесь к рассмотрению предмета, который заинтересовал ребенка, продемонстрируйте возможные действия с ним, расскажите о предмете и тому подобное. Используйте любую ситуацию для обнаружения и расширения возможности совместного интереса, например, можно рассматривать и прислушиваться к звучанию музыкальных инструментов или погремушек, наблюдать за дождем за окном, манипулировать игрушкой, рассматривать книжки, есть вместе.
  • При каждой возможности присоединяйтесь к деятельности ребенка и имитируйте его движения и действия. Делайте паузы и наблюдайте: ожидает он продолжения или отвечает тем же действием.
  • Постепенно изменяя, модернизируйте действия, предоставляя им определенный смысл, превращая в игровую деятельность. То же касается и имитации любых вербальных проявлений ребенка. Впоследствии это может превращаться в словесные игры (подбор слов на начальный звук, преобразования вокализаций ребенка на слова или песенки и т.д.).
  • Естественно будет использовать фрагменты социально-коммуникативных игр («ку-ку», «идет коза рогатая …» и т.д.) с целью демонстрации социального поведения (зрительный контакт, вариативная мимика и интонации, движения тела, уместны жесты). Если ребенок во время игры прерывает зрительный контакт, прекратите играть и восстановите попытки при условии восстановления зрительного контакта.
  • Важно поощрять детей к подражанию. Такие звукоподражания как, «тук-тук», «бум», «вжик», «кх-кх», и другие можно использовать с целью проиллюстрировать свои или чьи-либо действия или содержание прочитанного (рассказанного).
  • С целью научить ребенка комбинировать слова в словосочетание советуем активно использовать реальные объекты и события, фотографии, графические изображения, — всю доступную наглядность, чтобы продемонстрировать и прокомментировать категории субъект-объектного взаимодействия, действия с предметами и их свойства (признаки ).
  • Если ребенок научился подражать хотя бы нескольким звукам, его словарный запас надо пытаться расширить для того, чтобы в будущем эти звуки могли иметь определенное значение. Сначала повторять простейшие звуки, потом их более сложные сочетания. Из отработанных звуков в дальнейшем формируют первые слова.
  • Увиденное во время прогулки, полезно было бы закрепить в другой ситуации, используя фотографии, рисунки или игрушки для иллюстрации. Как обычно, начинаем с предоставления информации в виде комментариев-описаний окружающего, что привлекает внимание ребенка, предоставляя своим высказыванием социально-эмоциональной окраску: «Смотри-ка, собачка бежит», «Посмотри, малыш бежит».
  • Следует использовать наглядную демонстрацию назначение предметов, а также словесную подсказку. Для переноса навыков в повседневную жизнь для ребенка, который не использует речь с коммуникативной целью, специально создают ситуации, где он могла бы проявить свое понимание. Например, мама говорит: «Давай готовить обед. Принеси то, в чем мы варим суп»; или: «Давай поливать цветы. Чем ты поливал цветы?» др.