Рекомендации учителя-логопеда

Уважаемые родители! Специалисты МБОУ ЦППРиК «Мытищинский» подготовили для Вас рекомендации по сопровождению  ребенка

с задержкой психического развития (ЗПР)

 

Задержка психического развития означает, что ребенок на данный момент времени развивается медленнее, чем остальные дети. Это отражается в познавательном и эмоциональном развитии. ЗПР ставится врачом-психиатром.

Родителям важно понять, что ребенок беззащитен перед взрослыми, он безгранично верит вам, ждет от вас поддержки, защиты, опоры и понимания.

  • ежедневно терпеливо и кропотливо формируйте у своего ребенка все необходимые навыки и умения, окружите его заботой и вниманием со стороны всех членов семьи, чтобы он чувствовал любовь и поддержку;
  • старайтесь приучить ребенка к строгому соблюдению режима дня: питание, прогулка, сон, занятия должны проводиться в строго определенное время, что способствует снижению капризов ребенка, организует его, формирует личностные качества;
  • трезво оценивайте возможности ребенка, поощряйте его успехи и практические достижения;
  • постарайтесь подобрать доступные для ребенка методы и приемы воспитания и обучения, опираясь на личный опыт, интересы и развитие ребенка, и у вас все получится.

Чем раньше ребенок с задержкой психического развития начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат.

Большая роль в преодолении отставания в развитии у ребенка принадлежит родителям. Вопрос о необходимости лечения в каждом случае решается индивидуально детским психиатром или невропатологом.

Помните: что помощь ребенку не исчерпывается только определенными курсами медикаментозного лечения, что это длительный и непрерывный процесс, который требует постоянных занятий с ребенком, определенной системы его воспитания, в процессе которого постоянно стимулируется двигательное, речевое и психическое развитие. Ни одно даже «самое лучшее» лекарство не окажет максимального положительного воздействия без специальной системы занятий с ребенком. Отставание в развитии не лечится, а преодолевается совместными усилиями врача, дефектолога, логопеда с обязательным и ведущим участием родителей.

Для детей с ЗПР существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения, где вся помощь оказывается системно и комплексно.

  • при организации домашних занятий тщательно продумывайте каждый шаг и творчески подходите к выбору упражнений, выстраивая их в игровой, доступной для ребенка форме, при необходимости оказывая помощь;
  • несколько раз в день по 10-15 минут играйте с ребенком дома в специально отведенном месте, где в поле его зрения будет ограниченное количество игрушек;
  • определите для себя цели и задачи, которые вы ставите в данной игре, для формирования определенных умений и навыков;
  • начинайте занятие с тех заданий, которыми ребенок уже овладел, и постепенно вводите новые упражнения;
  • не забывайте поощрять старательность ребенка, даже если его попытки справиться с заданием были неудачными, показывайте, как вы радуетесь, когда он справляется с заданием;
  • демонстрируйте свою уверенность в том, что ребенок справится с заданием, не торопите его, дайте ему время для обдумывания ответа;
  • всегда доводите до конца выполнение упражнения или задания, не прерывайте занятия;
  • по мере освоения ребенком новых навыков постепенно уменьшайте свою помощь, предлагайте ребенку более сложные задания, побуждая к освоению более трудных действий;
  • создавайте благоприятные условия для развития инициативы и игровой активности ребенка;
  • занимаясь с ребенком с задержкой психического развития, всегда помните о вреде перегрузки во время занятий, которая может отрицательно сказаться на его нервной системе; старайтесь, чтобы домашние занятия приносили ребенку радость и пользу для его дальнейшего развития.

Помните: ваше регулярное общение с ребенком будет способствовать развитию у него познавательного интереса, формированию новых, необходимых умений и навыков.

Помните: основной целью работы с ребенком с задержкой психического развития является всестороннее развитие ребенка и его подготовка к школе. Успешное начало школьного обучения во многом определяет дальнейшую успешную адаптацию ребенка в нашем быстро меняющемся мире.

Учитель-логопед Мисюрина Л.А.